МБОУ  "СОШ № 19"
г. Новоалтайск Алтайский край
  • Наставничество

    Каждый  из нас, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Многое кажется сложным, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя, без сомнения, происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. Ведь для успешного  развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.

    Для молодого учителя вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.  Именно  в этот момент начинающему  необходима помощь опытного коллеги.

    В 2022-2023 учебном году  по приказу   директора школы Смирнова Е.Н. , учитель высшей категории, Почетный работник образования,  назначена наставником молодого специалиста , учителя русского языка и литературы Шляхтовой А.В.

    Согласно Положению о наставничестве в обязанности наставника входило  ознакомление начинающего учителя с особенностями работы школы, основными  требованиями, предъявляемыми к педагогу, оказание молодому специалисту помощи в овладении практическими приемами и способами  проведения уроков, выявление и совместное устранение допущенных ошибок.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал

    • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

    • изучение и анализ нормативных  документов, литературы, интернет- источников и т.п.;

    • знакомство с  системой работы по ФГОС: структура урока, определение темы, целей, задач, способов деятельности;

    • консультирование по вопросу норм и критериев оценки знаний обучающихся;

    • знакомство с особенностями организации индивидуальной работы с обучающимися, имеющими проблемы в изучении предмета;

    • знакомство с особенностями организации индивидуальной работы с одаренными обучающимися;

    • разработку методических рекомендаций для организации воспитательной работы с классом и др.;

    • взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, совместное проведение урока и др.

     Упор в процессе работы делался  

    • на соблюдение требований к рабочей программе;

    • на определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета;

    • на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

    Задача данной работы- донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором   определяются наиболее оптимальные и эффективные  формы, методы и приемы организации образовательного процесса обучающихся определенного класса.  

    С целью решения  проблемы проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС, были  проведены консультации для ознакомления молодого специалиста с особенностями современного урока. Именно поэтому было обращено особое  внимание на такие этапы, как создание проблемной ситуации учителем и формулирование  темы, целей и задач урока учениками, актуализацию учащимися своих знаний, поиск решения проблемы и применение знаний в новой ситуации.

     Задача наставника - сделать подопечного самостоятельным, именно поэтому в нашей практической деятельности использовалась следующая   схема обучения:

    1 этап  “Я расскажу, ты послушай”.

    2 этап  “Я покажу, ты посмотри”.

    3 этап  “Сделаем вместе”.

    4 этап  “Сделай сам, я подскажу”.

    5 этап  “Сделай сам, расскажи, что сделал”

            Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу третьей четверти учебного года у Алисы Владимировны начал формироваться свой стиль ведения уроков. Порадовало и то, что Юденков Кирилл, ученик 5г класса, проявил свои творческие способности и  занял 3 место  в муниципальном открытом конкурсе детских творческих работ « Птицы в городе» в номинации «Птицы в прозе и в стихах», а Алиса Владимировна успешно выступила на методическом семинаре «Формирование цифровой образовательной среды в условиях реализации ФГОС» .

       Выбранные  формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, деятельностные  и организаторские возможности.

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie