Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые учащиеся, родители, законные представители, педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
Социальная помощь
Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.
Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.
Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:
- детьми находящиеся в социально-опасном положении;
- родителями;
- правоохранительными органами;
- социально-незащищенными семьями учащихся;
- педагогическим коллективом.
Главные задачи социального педагога
- создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка
- способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде
- охрана прав ребенка
Направления работы
- Проверка посещаемости занятий учащимися.
- Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
- Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
- Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
- Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
- Взаимодействие с органами правопорядка.
- Развитие индивидуальных способностей учащихся.
- Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Социальный педагог
Психологическая помощь
Уважаемые родители!
Службой консультирования родителей Алтайского краевого центра ППМС-помощи ведется бесплатное оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям (законным представителям) края в вопросах обучения, воспитания и развития несовершеннолетних детей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Ссылка на портал для родителей «Развитие детства»: https://портал-для-родителей-алтайский-край.рф/
Зачем нужна школе психологическая служба?
Целью работы педагога-психолога в школе является сопровождение процесса психологического и личностного развития учащихся посредством создания благоприятных психологических условий в образовательной среде школы.
Психолог это «помогающая» профессия, школьный педагог-психолог помогает детям разобраться в сложных межличностных взаимодействиях со сверстниками, учителями. Разобраться в своем поведении. Психолог защищает интересы ребенка, поддерживает его в тяжелых жизненных ситуациях.
Важно помнить, что психологи работают только со здоровой личностью. С больным человеком работает психиатр и именно он ставит диагнозы и определяет медикаментозное лечение, если в этом есть необходимость.
Основные направления работы
1.Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательном учреждении.
• формирование и реализация планов развивающей работы с детьми с учетом их индивидуально- психологических особенностей;
• разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации школьников, коррекционных программ;
• разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных учащихся школы;
• разработка совместно с педагогическим работником индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей;
• разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)
2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды в общеобразовательном учреждении.
• психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
• психологическая экспертиза программ развития общеобразовательного учреждения с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
• консультирование педагогических работников школы при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;
• оказание психологической поддержки педагогическим работникам общеобразовательного учреждения в проектной деятельности по совершенствованию образовательной деятельности
3. Психологическое консультирование субъектов образовательных отношений.
• проведение консультаций с учащимися школы по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;
• консультирование администрации, педагогических работников и других сотрудников общеобразовательного учреждения по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
• консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;
• консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам взаимоотношений с детьми, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
• консультирование администрации общеобразовательного учреждения, педагогических работников, а также родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
4. Коррекционно-развивающая работа с учащимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
• разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для школьников, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
• организация и совместное осуществление педагогами, учителем- дефектологом,
учителем-логопедом, социальным педагогом психолого- педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся школы недостатков, нарушений социализации и адаптации;
• формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных учащихся общеобразовательного учреждения;
• проектирование в сотрудничестве с учителями индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся школы
5. Психологическая диагностика школьников.
• скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
• составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития детей;
• определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии учащихся, участие в работе психолого-медико- педагогических комиссий и консилиумов;
• изучение интересов, склонностей, способностей школьников, предпосылок одаренности;
• осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования соответствующего уровня
6. Психологическое просвещение субъектов образовательных отношений.
• ознакомление педагогических работников и администрации общеобразовательного учреждения с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;
• информирование субъектов образовательных отношений о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
• ознакомление педагогических работников, администрации общеобразовательного учреждения и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов);
• ознакомление педагогических работников и администрации общеобразовательного учреждения с современными исследованиями в области профилактики социальной дезадаптации;
• просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка;
• информирование о факторах, препятствующих развитию личности школьников, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
7. Психологическая профилактика.
• выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности школьников;
• разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития ребенка на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
• планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;
• разъяснение субъектам образовательных отношений необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;
• разработка рекомендаций субъектам образовательной деятельности по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в общеобразовательное учреждение, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новое образовательное учреждение);
• разработка рекомендаций для педагогических работников школы по вопросам социальной интеграциии и социализации дезадаптивных учащихся, а также обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
Кому оказывается психологическая помощь?
• Родителям
• Педагогам
Важным направлением деятельности школьного педагога-психолога является его консультативно-просветительская работа. Психолог видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и анализируя ситуацию в целом. Консультации проводятся для педагогов, администрации, учащихся, родителей. Они могут быть индивидуальными или групповыми.
И.В. Дубровина выделяет проблемы, с которыми чаще всего обращаются к психологу. Так, учителей чаще всего беспокоят трудности в усвоении детьми программы обучения, нежелание и неумение учиться, эмоциональные и личностные нарушения и др. Родителей - как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, рассеянность, агрессивность и др. Школьников беспокоят вопросы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение и др.
Методическая помощь педагогам
Рекомендации для учителей начальных классов, по повышению учебной мотивации
Формирование учебно – познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
- придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости ( посредством положительного оценивания, похвалы и т. д. );
- научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
- научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
- вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
- обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно – следственных связей.
Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем словесно – логического мышления
- Использование приемов и методов активизации и развития внимания (игры: «Найди отличия», «Сравнение», «Исключение лишнего»);
- Развитие иконической, краткосрочной, долгосрочной памяти посредством заучивания небольших рифм, четверостиший, стихов.
- Развитие речи через тематические беседы, обсуждение художественных фильмов, художественных произведений.
- Развитие воображения посредством составления небольших рассказов, сказок, небылиц.
- Развитие мышления через беседы, игры, упражнения «Исключение лишнего», «Установи последовательность», «Обобщение и отвлечение».
- Использование приемов многократного повторения материала.
- Использование частых релаксационных пауз.
- Использование методов частой смены деятельности.
Рекомендации педагогам, организующим индивидуальное обучение учащегося, имеющего особые образовательные потребности
- Использование приемов активизации и развития внимания.
- Развитие иконической, кратковременной и долговременной памяти.
- Развитие речи через тематические беседы, обсуждение рассказов, сказок, стихов, кино, мультфильмов.
- Развитие воображения посредством составления небольших рассказов, сказок, небылиц.
- Развитие словесно – логического, наглядно – образного, ассоциативного мышления.
- Использование приемов многократного повторения учебного материала.
- Использование частой смены деятельности, при проведении учебных занятий.
- Использование частых релаксационных пауз, во время проведения учебных занятий.
- При проведение учебных занятий использовать большое количество наглядности.
- Расширять представления об окружающем мире, о предметах и явлениях живой и неживой природы.
- Развивать познавательные мотивы учебной деятельности.
- Учитывать индивидуальный период врабатывания в задание (деятельность) ребенка.
- Не предлагать для выполнения сразу более одного задания.
- Задание большое по объему предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных его частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые коррективы.
Рекомендации педагогам, организующим индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ по снижению замкнутости, стеснительности
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
- Включать в общественные посильные дела.
- Хвалить самостоятельность.
- Стимулировать личню ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, занижен - помогите найти адекватный.
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Памятки родителям ребенка с ОВЗ
Методические рекомендации педагогам, классным руководителям "Профилактика девиантного поведения обучающихся":
https://cloud.mail.ru/public/gfN5/aWmHqVTo6
Методические рекомендации педагогам, классным руководителям:
Методические рекомендации педагогам инклюзивного образования:
https://ppms22.ru/educator/pedagogam-inklyuzivnogo-obrazovaniya/metodicheskie-rekomendatsii-ink.html
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей и т.д.)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтности в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Социальный педагог
Куда ещё можно обратиться
Когда со здоровьем очень плохо, вы вызываете скорую помощь, а потом проходите курс лечения у врача. Когда на душе очень плохо, вы можете позвонить по телефону доверия или обратиться за консультацией к психологу в психологический центр. Если вам и вашему близкому человеку нужна помощь и поддержка, можно обратиться в следующие организации:
Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей: г. Барнаул, ул. Змеиногорский тракт, 69. Тел. регистратуры: 684-899 (Запись на прием производится с 8:00 до16:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья)
Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи: г. Барнаул, пр. Ленина, 54 «А», (3852) 50 04 72 (понедельник – пятница, 09.00 - 17.00)
Городской психолого-педагогический центр (психологическая помощь): г. Барнаул, пр-т Комсомольский, 11, т. (3852) 36-30-48; 38-03-77; 38- 04-57. (понедельник – пятница, 09.00 - 17.00).
ЕЩЕ центры помощи здесь